Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.
Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний:
- учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов;
- основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса;
- дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на детей через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности;
- нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.
Основной задачей организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.
В основу организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования должны быть положены следующие:
Принципы:
1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности.
2. Повторность и усложнение материала.
3. Вариативность выполнения заданий детьми.
4. Взаимосвязь всех видов деятельности.
5. Отражение в ежедневных планах специалистов учреждения дошкольного образования принципов учебной программы дошкольного образования:
- целостности и системности (тесная взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований);
- активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (организация и управление деятельностью воспитанника с учётом направленности интересов и становления субъективности в условиях совместной деятельности со взрослым);
- развития ребенка в деятельности (основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие);
- проблематизации содержания образования (является источником психического развития);
- интеграции образовательных областей (органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями);
- культуросообразности (становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения);
- преемственности между первым уровнем основного образования и первой ступенью общего среднего образования и др.
Требования:
1. Соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов.
2. Быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования.
3. Соответствовать условиям реализации основной функции (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), и отражать специфику учреждения дошкольного образования.
4. Соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.
Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.
Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности:
специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности.
Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как без участия взрослого, так и с его участием.
При этом предполагается использование разнообразных форм организации, методов и приемов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня познавательных возможностей детей и решения конкретных образовательных задач.