Советы дефектолога

Игры для развития речи детей 2-3 лет

03.06.2024

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

 

  • Игра «Кто рядом со мной!»

Очень рада детвора - в детский сад идти пора!

Кто встречает утром маленьких ребят?

Кто рисует с ними, пляшет и поет,

Гладит по головке и гулять ведет?

Знаешь ты, и знаю я —

Это воспитательница добрая твоя!

Задайте ребенку вопросы:

  • Где работает воспитательница? (В детском саду.)
  • Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.)

          Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в дет­ском саду.

  • Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Расскажите ребенку о Незнайке, который часто ошибается. И попросите сказать, правильно ли рассказал Незнайка.

Когда спим, тогда играем.

Если спим, то не играем.

Когда ем, я говорю.

Если ем, не говорю.

  • Игра «Накрываем на стол»

Попросите ребёнка помочь Вам накрыть на стол. Спросите ребенка: «Что мы нальем в глубокую тарелку?» (Суп.) «А что в кружку?» (Компот.)

Прочтите рифмовку:

На стол я буду накрывать,

Посуду нужно собирать.

Прокомментируйте свои действия. Скажите: «Я поставлю на стол глубокую  тарелку. А ты?» — «И я  поставлю на стол глубокую тарелку».

  • Игра «Складываем игрушки»

Подготовьте заранее игровую ситуацию — разбросайте по комнате игрушки: машинку, книжку, картинку, мяч, куклу. Предложите ребенку дать оценку увиденному.

Поиграйте в детский сад. Скажите, что вы будете воспитательницей, а он — ребенком.

Прочтите рифмовку:

Ваша воспитательница

Строгая всегда.

Если вы играете,

То вместе убираете

Книжки и картинки,

Игрушки и машинки!

Дайте ребенку поручение: «Возьми машинку. Поставь ее на полку. Возьми мяч. Положи его в корзину. Куда ты положил мяч? Возьми куклу. Посади ее на стул. Куда ты посадил куклу? Возьми картинку. Положи ее в стол».  Давая поручения, чётко проговаривайте предлоги.

  • Игра «Я и мы»

Прочтите рифмовку, одновременно имитируя  действия, о которых идет речь.

Я-я-я, я-я-я,

Все умею делать я

Я сажаю, поливаю,

За посадкой наблюдаю.

При прочтении второй части рифмовки делайте перед глаголами небольшие паузы для того, чтобы ребенок мог вставлять слова:

Мы-мы-мы, мы-мы-мы,

Все умеем делать мы.

Мы ... (сажаем), ... (поливаем),

За посадкой ... (наблюдаем).

  • Игра «Я — мы»

Объясните правила игры: «Я - воспитатель . Я буду выполнять движения и рассказывать о том, что я делаю. А ты повторяйповторять это движение и говорить, что они делают».

Прочтите рифмовку:

Что мы делали — покажем.

И покажем, и расскажем!

Покажите первое движение, предложите его повторить. Попросите рассказать, что он делает. Например: «Я иду, а мы...идем».

Я прыгаю, а мы... прыгаем. Я кувыркаюсь, а мы... кувыркаемся.

  • Игра «Киска в гости к нам пришла»

Спрячьте игрушечного котика за ширму. Помяукайте. Спросите у ребенка: «Кто это мяукал?» Если ребенок не может ответить, ответьте на вопрос сами: «Это котик мяукал!» Покажите ребенку игрушечного котика.

Прочтите потешку, показывая по ходу чтения пальчиком ребенка на части тела кота:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

Попросите пока­зать части тела, которые вы назовете. Спойте вместе с ребенком песенку кошки: «Мяу!»

Проведите аналогичную игру и с другими игрушками-животными.

  • Игра «Дрессировщик»

Расскажите ребёнку про цирк. В цирке работает  дрессировщик. Он дрессирует животных и выступает с ними в цирке.  Для того, чтобы животные слушались, нужно строго приказать: "Сидеть!"»

Предложите ребенку поиграть и цирк — стать дрессировщиком и отдавать команды дрессированным собачкам, кошкам: «Иди, сиди, лакай, грызи, прыгай, беги...». В роли дрессируемой зверушки может быть как игрушка (взрослый выполняет ею движения), так и сам взрослый, изображающий действия.

  • Игра «Строгая мама»

Что за визг гав-гав, что за  лай!

Ну, скорее отвечай!

Предложите ребенку стать щенком. Попросите ребенка выполнять раз­личные действия и называть их: «Я прыгаю. Я иду. Я прыгаю. Я лаю».

  • Игра «Петух, курица, цыпленок»

Покажите ребенку изображение петуха (курицы. Цыплёнка). Скажите: «Вот петух. Петух серьезный! Это хвост, это ноги, это клюв, это гребешок». Прочтите потешку:

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет... (ку-ка-ре-ку!).

Предложите ребенку рассмотреть нарисованного петушка. Спросите: «Кто нарисован на картинке? Как поет петух? Покажи, где у петуха ноги, хвост, клюв».

Затем рассмотрите вместе с ребенком нарисованную курицу. Расскажите о ней: «Вот курица. Курица красивая! Это хвост. Это ноги... „Ко-ко-ко",— говорит курица».

Прочтите потешку:

Курочка моя, умница моя,

Вот пшено, водичка.

Дай ты мне яичко,

Умница моя!  (Чешская песенка)

Задайте ребенку вопросы: «Кто нарисован на картинке? Как говорит курица? Где у кури­цы ноги, хвост, клюв?»

Так же рассмотрите на рисунке цыпленка и побеседуйте о нем:

 «Вот цыпленок. Он маленький. Это ножки, это хвостик, это клювик. Цыпленок желтый, пушистый».

Прочтите рифмовку:

 

Я цыпленок, пи-пи-пи!

Очень хочется воды!

Скоро-скоро подрасту,

Закричу: «Ку-ка-ре-ку!»

Спросите: «Как закричит цыпленок, когда вырастет?»

  • Игра «Чудесный дом»

Есть у нас чудесный дом,

И живут зверюшки в нем.

Миша... (имя ребенка) к дому подойдет.

Спросит он: «Кто там живет?»

Затем попробуйте имитировать голосом крик петушка (ку-ка-ре-ку); кудахтанье кури­цы (ко-ко-ко); писк цыплят (пи-пи-пи).

        Попросите  угадать, кто так говорит.

После угадывания всех персонажей, прочтите рифмовку, предложите ребенку ее договорить:

Веселый цыпленок на ферме живет,

Веселый цыпленок громко поет:. (Пи! Пи! Пи!).

Веселый петух на ферме... (живет),

Веселый петух громко...(поет): (Ку!Ка!Ре!Ку!)

Веселая курица на ферме... (живет),

Веселая курица громко... (поет): (Ко!Ко!Ко!).

Подготовлено по материалам интренет-источников.

свернуть

Ум на кончиках пальцев

22.05.2024
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
развернуть

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). 

 

Чем же можно позаниматься с малышом чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводите сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Кистями рук делать "фонарики".
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывание матрешек.

 

Пальчиковые игры для детей

  • “Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу взрослого многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в любом другом, заданном , направлении. В движении принимают участие все пять пальцев. 

  • “Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки.

  • “Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в "хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

  • “Ласковые лапки”

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; объясняется, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог: Д.А. Богушевич

По материалам интернет-источников

свернуть

Логопедический календарь: когда нужно обратиться к логопеду

10.04.2024
Так бывает: всё хорошо, а потом что-то обнаруживается и оказывается «надо было пораньше вам к нам обратиться с этим». Голова мамы или папы – не энциклопедия, чтобы всё помнить, поэтому предлагаем вам удобный и короткий логопедический календарь. В каком возрасте и зачем можно и нужно обращаться к логопеду.
развернуть

Логопед для ребёнка одного года нужен, если ребёнок не «гулит», не «лепечет» и не произносит повторяющиеся слоги типа: «баба, мама, диди» и т.п. Стоит сразу же обследовать кроху комплексно. Сначала обратиться к ЛОР-врачу, чтобы исключить глухоту, затем к невропатологу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, стоит показать ребёнка логопеду. При логопедической проблеме такое раннее обращение поможет её решить быстро и полностью.

Логопед для ребёнка 2-х лет. Стоит записаться к специалисту, если арсенале малыша менее десяти слов, совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что «всё понимает».

Логопед для ребёнка 3-х лет нужен обязательно. В этом возрасте необходимо показывать детей специалисту, даже если родители считают, что всё в порядке. И точно надо обратиться к логопеду, если ребёнок:

  • заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»);
  • говорит на «тарабарском» - непонятном для окружающих, своём языке;
  • молчит, но всё понимает;
  • разговаривает хуже сверстников.

Часто окружающим и близким кажется, что кроха не разговаривает или коверкает язык «из вредности», а при обследовании обнаруживается реальная проблема, которая сейчас мешает заговорить, а чуть позже – правильно развиваться и учиться в школе.

Логопед для ребёнка 4-х лет нужен, если:

  • вы ещё ни разу не были у него на приёме,
  • речь малыша смазанная, нечёткая, невнятная,
  • он не выговаривает пять и более звуков,
  • предпочитает молчать, хотя умеет говорить,
  • не может поддержать беседу, ответить на простые вопросы,
  • речь не развивается – малыш разговаривает примерно так же, как и год назад.

В этом возрасте уже может быть выявлена дизартрия как последствие тяжело протекавшей беременности или родов. Но, что приятно, именно в этом возрасте с нею легче всего справиться.

Логопед для детей пяти лет определённо необходим всегда, когда имеются:

  • нечёткая речь,
  • нестандартное (слишком мягкое или, напротив, слишком твёрдое) произношение звуков,
  • неправильное произношение более трёх звуков,
  • гнусавость,
  • шепелявость,
  • бедный лексикон.

На этом этапе специалист нужен, чтобы установить причину возникших проблем и предложить пути их решения. К примеру, ребёнок может быть переведён из обычной группы детского сада в логопедическую.

 Логопед для ребёнка шести лет нужен, если малыш:

  • произносит нечётко даже единичный звук,
  • не умеет говорить развёрнутыми предложениями,
  • отвечает на вопросы только односложно,
  • не может составить простой рассказ по картинке,

Срок нельзя пропустить – совсем скоро малыш станет первоклассником, его речь должна быть правильной. Это поможет ему лучше учиться и хорошо ладить со сверстниками, по крайней мере, не подвергаться насмешкам.

 

Логопед для детей в любом возрасте нужен, особенно если:

  • речь была лучше, а теперь ухудшается,
  • появилось заикание, «мычание», запинки в произношении слов, повтор звуков;
  • возникают проблемы с выучиванием наизусть стихов, текстов на русском или иностранном языке,
  • ребёнок не может связанно пересказать рассказ,
  • пропускает слоги при чтении,
  • обнаружилось ухудшение речи (к примеру, после травмы),
  • появились сложности в общении со сверстниками или взрослыми.

 

Обратите внимание: это важно!

  • Первый раз ребёнка нужно показать логопеду в возрасте трёх лет – не позже. Раньше, если есть отклонения от нормы.
  • После трёх лет и до школы рекомендуется посещать логопеда ежегодно (даже если кажется, что поводов для обращения нет) – так можно своевременно выявить патологию и принять меры к её устранению.
  • Записываясь на приём к логопеду перед школой, сделайте это пораньше, чтобы иметь резерв времени для устранения проблем, если таковые будут выявлены.
  • Никогда не сюсюкайте с ребёнком – это замедляет формирование правильной речи. Говорите с ним так же, как и со взрослым – так малыш быстрее и лучше освоит правильное произношение звуков, накопит достаточный багаж слов и научится правильно им пользоваться.

 

Итак, логопед для детей особенно нужен в возрасте от трёх до семи лет. Однако если есть какие-то отклонения от норм или тревожащие моменты, лучше с визитом не тянуть и обращаться к специалисту сразу, не ожидая наступления регламентированного возраста.

Подготовлено по материалам интернет-источников.

свернуть

Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда

01.03.2024

Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда

1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.

2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2-3 слов.

3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».

4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.

5 совет. Вместе прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.

6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.

8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.

9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.

10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».

Подготовила учитель-дефектолог: Д.А. Богушевич По материалам интернет-источников

свернуть

Учимся различать шипящие и свистящие звуки

05.02.2024

Развитие общения в семье

19.01.2024

Как научить ребенка читать?

12.01.2024