Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Песочница - это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. С помощью игры его легче услышать и понять взрослым. Решая спорные вопросы во время игры у ребенка, исчезает необходимость проявлять их в повседневной жизни. Разыгрывая разные сюжеты известных сказок в песочнице, ребенок символически решает свои проблемы, лишается комплексов, страхов и переживаний.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры.
Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.
Игры с песком в учреждении образования проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения образования.
Подбор упражнений на песке:
- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;
- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);
- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;
- «просеять» песочек между пальцами;
- сделать отпечатки различных предметов формочками;
- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,
- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
- сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;
- «погрузить» руки в песок;
- создать рисунки на увлажненном песке;
- спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.
Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.
Постройки из песка и действия детей
Младшая группа
Угощение для кукол — «выпечь» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая его рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем нужно «угостить» пирожками друзей, маму, папу, кукол.
Будка для собаки — собрать песок в кучку, уплотнить и сделать совком углубление, чтобы в это нехитрое сооружение поместить игрушку — собачку.
Дорожка — необходимо, продвигая дощечку, лежащую плашмя, проложить дорожку, на которой построить кочку и вырыть ямку. Строительство можно сопровождать словами: «По кочкам, по кочкам, по ровненьким дорожкам...».
Формочки — наполнить плотно формочку песком, перевернуть ее, постучать по дну, осторожно поднять форму. Далее мастерить из образовавшихся фигурных холмиков торты, башни, домики.
Сюжетное строительство — дети учатся сооружать из песка горки, скамейки, ворота, столы, стулья, мостики.
Заборчик — собрать песок с двух сторон руками, уплотняя его и постепенно удлиняя сооружение по направлению к себе.
Средняя группа
Сюжетное строительство. Цель — закрепить умение сооружать несложные постройки, объединяя их общим содержанием и украшая. Можно под руководством взрослого строить высокую башню из трех форм разного объема.
Горки — строить из песка дома, используя кубические формы, украшать их разноцветными окнами, вдавливая в песок формочки, конструктор.
Тоннели — самостоятельно сооружать разные горки, проделывая в них сквозные отверстия.
Старшая группа
Сооружение сложных и крутых построек — воспитатель показывает, как с помощью лопатки или дощечки вырезать из утрамбованного песка дома, корабли, машины, поезда, мебель.
Создание крупных сюжетных построек — строительство высоких домов, дворцов, прокладывание дорог, сооружение бассейнов, детских садов. Ознакомление с вариантами украшения высотных домов: конструирование лоджий с помощью кусочков фанеры; установка на зданиях телевизионных антенн из цветной проволоки, прокладывание провода между мачтами уличных фонарей.
Строительство по темам знакомых сказок и разыгрывание сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и другие).
Строительство из «жидкого» песка — педагог показывает ребятам новый прием работы с песком: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой. Песок при этом ложится узорами. Так можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.
Использование бросового материала — для устройства комнаты кукол можно сделать мебель из молочных пакетов, а из клеенки, палочек, катушек изготовить флажки, дорожные знаки.
Развивающие математические игры в песочнице
«Узор под диктовку»
(ориентирование в пространстве). Педагог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.
«Что справа, слева, сверху, снизу?»
(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.
«Числа и цифры»
Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.
«Кратчайший путь»
Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.
«Какая цифра спряталась?»
Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.
«Лабиринты»
Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.
«Геометрическая мозаика»
Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.
«Математические упражнения»
Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.
Игры по обучению грамоте с песком
«Кто спрятался»
Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.
«Написание букв, слов на песке»
(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).
«Веселые преобразования»
Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.
«Допиши букву, слово»
Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.
«Найди и назови»
Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.
«Что скрывает песок?»
Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.
«Кто быстрее?»
Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.
Художественно-речевая деятельность
«Кто быстрее найдет»
Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).
«Что ты чувствуешь?»
Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.
«Фантазия из песка»
Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.
«Сказочники Песчаной страны»
Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики
«Едут машины, санки, коньки»
Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.
«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»
Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.
«Волшебные узоры»
Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.
«Делай, как я»
В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.
«Там неизведанных дорожках ...»
Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.
«Море волнуется»
Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.
«Мина», «Сапер»
Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
«Сюрпризы для друзей»
Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.
Таким образом, игры с песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.