Лето 2024

Особенности питьевого режима

26.04.2024

Особенности питьевого режима

Особенности организации питьевого режима в летний оздоровительный период

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

Баланс воды подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает извне и выделяет наружу одинаковое количество воды. При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности. При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды снижается вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.

С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.

Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.

Организация питьевого режима в учреждениях дошкольного образования

  • Питьевой режим в детском саду организуется в соответствии с требованиями Постановления МЗ РБ от 25.01.1.2013 г. № 8 с использованием кипяченой воды при условии ее хранения не более 3-х часов или негазированной питьевой воды промышленного производства, фасованной в емкости.
  • Питьевая вода должна быть доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в детском саду (выдается воспитателем). По желанию ребенка воспитатель или помощник воспитателя группы удовлетворяет потребность в питье.
  •  Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. При нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении полный день, ребенок должен получить не менее 70 % суточной потребности в воде.
  • Температура питьевой воды – 18-20 С;
  • Кипячение осуществляется на пищеблоке в специально отведенной емкости. Обработка емкости для кипячения осуществляется ежедневно в конце рабочего дня.
  • Воду дают детям в керамических чашках. При этом чистые чашки ставятся в специально отведенном месте на специальный промаркированный поднос (вверх дном). Допускается использовать для этой цели одноразовые пластиковые стаканчики.
  •  Мытье чашек осуществляется организованно, в моечных столовой посуды, согласно инструкции.
  • В летний период организация питьевого режима осуществляется во время прогулки. Питьевая вода выносится помощниками воспитателя на улицу в соответствующей ёмкости (чайник с крышкой), разливается воспитателем в чашки по просьбе детей или одноразовые пластиковые стаканчики .
  • Организация питьевого режима отслеживается ежедневно;
  •  Контроль за наличием кипяченой воды в группе осуществляет помощник воспитателя.
  • Контроль за соблюдением питьевого режима в летний период осуществляет медсестра.
свернуть

О пользе фруктов в летний период

26.04.2024

О пользе фруктов в летний период

Рекомендации по выбору фруктов и овощей в летний период Овощи и фрукты, несомненно, являются очень полезной частью нашего рациона, особенно в летний период года. Сейчас полки магазинов наполняет множество разнообразных фруктов и овощей, но не все они в равной степени окажут благоприятное воздействие на наш организм: какие-то принесут пользу, какие-то окажутся бесполезны, а какие-то просто вредны! Поэтому то, как мы подходим к их выбору, является важнейшим аспектом, который будет определять, насколько вкусные и полезные продукты мы приобретаем. Как выбрать овощи, фрукты и ягоды. Приобретать овощи, фрукты и ягоды следует только в санкционированных предприятиях торговли. Важно обращать внимание на внешний вид, так как согласно санитарным правилам, запрещена продажа овощей и фруктов с признаками гниения, повреждениями кожуры и другими внешними признаками недоброкачественности. Нужно избегать продукцию, имеющую подозрительные пятна, искусственный блеск или повреждениями. Стоит воздержаться от покупки мягких, затхлых и залежавшихся товаров, неестественно ярких, больших и ровных овощей. Покупатель так же вправе ознакомиться с полной информацией о товаре и сопроводительными документами, подтверждающими его качество и безопасность. При выборе ягод обращайте внимание на то, в каких условиях их продают. Они не должны быть чрезмерно влажными либо сухими. Для каждого вида ягод свои оптимальные условия хранения, например, смородина обязательно должна быть сухой, а вот клюква может быть чуть влажной, но не сухой. Вишня. Выбирайте ягоды тёмно-красного цвета. Они будут самыми спелыми. Сами ягоды должны быть твёрдыми и блестящими. Стебельки — зелёными и гибкими. Если они засохли и потемнели, значит, ягоды давно лежат в магазине. Клубника. Главное в ней — насыщенный сладкий аромат. Такая клубника будет спелой и вкусной. Если у ягод совсем нет запаха, они и на вкус будут пустыми. Как мыть овощи и фрукты. Фрукты и овощи следует мыть исключительно перед тем, как съесть. Оказывается, чтобы получить пользу от овощей и фруктов, нужно не только знать, где они выращены и как хранились, до того, как оказались на столе, но и уметь их правильно вымыть! Тщательная мойка - необходимое условие правильной переработки фруктов, овощей и зелени. Она позволяет удалить с них землю, песок и частично микроорганизмы, которые находятся на поверхности плодов. Кроме того, правильное мытье поможет очистить продукт от различных ядохимикатов, зачастую очень вредных для нашего здоровья, которыми их могли опрыскивать в борьбе с болезнями и вредителями растений. Помните! Сырые овощи и зелень, предназначенные для приготовления холодных закусок без последующей термической обработки, рекомендуется выдерживать в 3%-ном растворе уксусной кислоты или 10%-ном растворе поваренной соли в течение 10 мин. с последующим ополаскиванием проточной водой. Берегите себя и своё здоровье!
свернуть

Игры с песком в летний оздоровительный период

Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Песочница - это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. С помощью игры его легче услышать и понять взрослым. Решая спорные вопросы во время игры у ребенка, исчезает необходимость проявлять их в повседневной жизни. Разыгрывая разные сюжеты известных сказок в песочнице, ребенок символически решает свои проблемы, лишается комплексов, страхов и переживаний.

 

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в учреждении образования проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения образования.

Подбор упражнений на песке:

-     «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами;

- сделать отпечатки различных предметов формочками;

- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,

- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

- сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;

- «погрузить» руки в песок;

- создать рисунки на увлажненном песке;

- спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.

Постройки из песка и действия детей

Младшая группа

Угощение для кукол — «выпечь» из песка раз­нообразные изделия (булочки, пирожки, тор­тики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая его рукой или совочком. Пирож­ки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. За­тем нужно «угостить» пирожками друзей, маму, папу, кукол.

Будка для собаки — собрать песок в кучку, уплотнить и сделать совком углубление, чтобы в это нехитрое сооружение поместить игруш­ку — собачку.

Дорожка — необходимо, продвигая дощечку, лежащую плашмя, проложить дорожку, на кото­рой построить кочку и вырыть ямку. Строитель­ство можно сопровождать словами: «По кочкам, по кочкам, по ровненьким дорожкам...».

Формочки — наполнить плотно формочку песком, перевернуть ее, постучать по дну, осто­рожно поднять форму. Далее мастерить из обра­зовавшихся фигурных холмиков торты, башни, домики.

Сюжетное строительство — дети учатся соо­ружать из песка горки, скамейки, ворота, столы, стулья, мостики.

Заборчик — собрать песок с двух сторон рука­ми, уплотняя его и постепенно удлиняя сооруже­ние по направлению к себе.

Средняя группа

Сюжетное строительство. Цель — закрепить умение сооружать несложные постройки, объеди­няя их общим содержанием и украшая. Можно под руководством взрослого строить высокую башню из трех форм разного объема.

Горки — строить из песка дома, используя кубические формы, украшать их разноцвет­ными окнами, вдавливая в песок формочки, конструктор.

Тоннели — самостоятельно сооружать разные горки, проделывая в них сквозные отверстия.

Старшая группа

Сооружение сложных и крутых построек — воспитатель показывает, как с помощью лопатки или дощечки вырезать из утрамбованного песка дома, корабли, машины, поезда, мебель.

Создание крупных сюжетных построек — строительство высоких домов, дворцов, прокла­дывание дорог, сооружение бассейнов, детских садов. Ознакомление с вариантами украшения высотных домов: конструирование лоджий с по­мощью кусочков фанеры; установка на зданиях телевизионных антенн из цветной проволоки, прокладывание провода между мачтами улич­ных фонарей.

Строительство по темам знакомых сказок и разыгрывание сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная короле­ва» и другие).

Строительство из «жидкого» песка — педагог показывает ребятам новый прием работы с пе­ском: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой. Песок при этом ложится узорами. Так можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Использование бросового материала — для устройства комнаты кукол можно сделать мебель из молочных пакетов, а из клеенки, палочек, кату­шек изготовить флажки, дорожные знаки.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Педагог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

 Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках ...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Таким образом, игры с песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

свернуть

Безопасность при катании на роликах и велосипеде

1.Не разрешайте  ребенку выходить на улицу с самокатом, велосипедом, роликами без сопровождения  взрослых.

2.Ребенок должен знать, что кататься нужно только по тротуарам с ровной поверхностью.

3.Обязательно наденьте ему наколенники, налокотники, шлем.

4.Объясните,что крутой склон, неровности на дороге, проезжающий транспорт – все это представляет серьезную опасность.

5.Научите ребенка останавливаться у опасных мест: выездов машин из дворов, автостоянок, арок.

свернуть

Правила безопасного поведения на детских площадках

1.Объясните ребенку, что нельзя кататься на неисправных качелях, горках.

2.Ребенок должен знать, что если он упал с качелей, нельзя сразу вставать, чтобы не получить удар по голове.

3.Расскажите ребенку , что нельзя кататься стоя на ногах.

4. Нельзя  спрыгивать и  подходить близко, если катаются другие дети.

5.Нельзя раскачивать  пустые качели.

6.Объясните ребенку, что прежде, чем съехать с горки, он должен убедиться, что предыдущий  ребенок встал на ноги и отошел в сторону.

7.Объясните ребенку, что все сооружения на детской площадке сделаны из железа или другого прочного материала, а соответственно, если не соблюдать правила безопасности, можно получить серьезную травму.

свернуть

Солнечная активность

В солнечный день всегда надевайте ребенку головной убор. Когда на небе облака, берите головной убор с собой. Ориентировочно с 10:00 до 16:00 самая большая активность солнца, поэтому в это время старайтесь, чтобы ребенок не находился долго под воздействием его прямых лучей. Время
нахождения под солнцем строго индивидуально для каждого ребенка, оно во многом зависит от возраста, здоровья и строения кожи. Обсудите этот вопрос со своим лечащим врачом. Но в любом случае, как и взрослый, ребенок должен постепенно привыкать к солнцу, и каждый день надо увеличивать время его нахождения по ним. Это позволит избежать солнечных ожогов.
Солнцезащитные средства наносите минут за 15-20 до выхода на улицу и после купания. Применяйте защиту уровня SPF-20 или SPF-30, при этом старайтесь использовать максимально безопасные средства, разрешенные для применения детям. Дошкольникам лучше наносить защитный крем или молочко, они более жирные, чем другие средства. А спреи, гели и
муссы могут сушить кожный покров. И не забывайте, что нанесения крема не отменяет нормы нахождения под прямыми лучами, лучше избегать периода с 10:00 до 16:00 часов. В зависимости от региона и времени года он может быть подкорректирован с 11:00 до 17:00 часов. Носите с собой много воды и давайте ребенку много пить. Избегайте сладкой воды, она вызывает еще большую жажду. Следите за ребенком, чтобы он не перегревался и не обгорел, при первых признаках покраснения коду уведите в тень. Старайтесь больше гулять в тенистых местах, используйте свободную хлопчатобумажную одежду. Всегда держите в аптечке средство от ожогов. Если вы защищаете глаза ребенку солнцезащитными очками, то применяйте качественные модели со стеклом, дешевые подделки из пластика могут нанести большой вред.

свернуть

Скоро лето

же совсем скоро наступит лето – такое долгожданное и такое… небезопасное. Действительно, летняя пора – время наибольшего количества своего ребенка каждый родитель, конечно, и так все знает, но никогда не лишне вспомнить и повторить основные опасности лета.

Открытые водоемы, а также детские бассейны, дачные прудики и прочие искусственные водные сооружения, даже самые маленькие, — объект повышенной опасности для маленьких детей.

Утонуть человек может за 15-30 секунд, при этом, скорее всего, он не будет кричать и махать руками, как это принято показывать в кино. По грустной статистике, каждый второй утонувший ребенок находился от взрослых на расстоянии не более 20 метров. Именно поэтому вода – это то место, где родитель или другой взрослый должен неустанно следить за ребенком, даже в ущерб собственному покою и отдыху.

 

Перегрев и обезвоживание

Тепловой удар – опаснейшее состояние, которое может приводить к серьезным последствиям и даже смерти. Терморегуляция у детей развита слабее, чему взрослых, поэтому, даже если вам «нормально», малышу может быть очень жарко. Вялость, капризы, сильная жажда, жалобы на головокружение и головную боль могут быть признаками теплового удара. Сухие губы, спина и подмышки, а также слишком румяные щеки – сигнал о том, что малыша надо срочно напоить и переместить в тень. Отдельная тема – оставление ребенка на жаре в автомобиле. Никогда ни при каких обстоятельствах и даже «на одну минутку» этого делать нельзя! Лучшая защита от перегрева – легкая хлопковая одежда, головной убор, обильное питье и возможность хотя бы на время уйти в тень и отдохнуть от солнышка.

У многих малышей (и у моих детей тоже) наблюдается сильная реакция на укусы обычных комаров. Место укуса становится твердым, горячим, очень красным и болезненным, из центра может выделяться желтоватая жидкость. Сама по себе такая аллергия неопасна, но если оставить укусы без внимания, в них может попасть инфекция, а это уже серьезно. Не игнорируйте даже малейшие укусы, обрабатывайте их обеззараживающими жидкостями и мазями.

Укусы пчел или ос могут приводить к отекам и крапивнице, но особенно пугающими являются укусы клещей. Укус клеща требует обязательной квалифицированной помощи. Доктор, во-первых, сможет грамотно вытащить непрошенного гостя, а во-вторых, клещ будет исследован на предмет энцефалита. Спреи от насекомых – верное решение, но увлекаться ими, даже с пометкой «для детей», не стоит, так как это все-таки ядовитые вещества. Попробуйте поискать средства на основе натуральных веществ, например, эвкалипта.

Ротавирус, энтерит и прочие инфекции расцветают именно летом. Предупредить кишечную инфекцию можно с помощью мытья рук и фруктов-овощей, однако убедить малыша не облизывать грязные пальчики практически невозможно. При появлении признаков кишечных расстройств нужно обеспечить ребенку обильное питье и без промедления обращаться к врачу.

Летом дети активнее и их не защищает толстый слой одежды, поэтому всевозможные ссадины и синяки – классические «летние» травмы.

Предотвратить на 100% их невозможно, но если ребенок катается на велосипеде или роликах, следует подумать о защитном шлеме, наколенниках и налокотниках. Крайне полезно носить с собой на прогулку не только влажные салфетки, но и небольшой бинт, перекись водорода или хлоргексидин (можно налить в маленький флакон с носиком), пластыри и охлаждающий пакет из аптеки. Ну а при любом подозрении на перелом и повреждение внутренних органов – срочно к врачу!

Перед летом проведите ревизию домашней и автомобильной аптечки, докупите нужные медикаменты, чтобы в случае чего не метаться в поисках аптеки и нужного средства. Удобно иметь в своем распоряжении еще одну мини-аптечку на случай дальних прогулок, пикников или походов в гости, которая поместится в сумке. У вас есть список телефонов и адресов, куда можно обратиться за срочной медицинской помощью или консультацией? Если нет, напишите его и повесьте дома на видном месте. Планируя поездку (неважно, за город или в другую страну), постарайтесь выяснить как можно подробнее, где и как вам смогут оказать медицинскую помощь, запаситесь телефонами местных экстренных служб.

Чудесного и безопасного вам лета!

свернуть