Советы руководителя музыкального воспитания

Развитие музыкального воспитания в семье

05.06.2024

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как

пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.
Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только Моцарт, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести

специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке. Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её. Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку. Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.

Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.
Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию. Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли, сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Театра музыкальной комедии».

свернуть

Зачем ребёнку музыка?

15.05.2024

 

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

  1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
  2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
  3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!

         Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

  • развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
  • приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
  • обогащение словаря ребенка;
  • развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
  • тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
  • развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений;
  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
  • пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

 

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности(только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

 

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

         Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

свернуть

Рекомендации педагогам по разучиванию песен с детьми 4-6 лет

03.04.2024

         МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ПЕСЕН С ДЕТЬМИ 4-6ЛЕТ

 

- Подготовительный этап

1.Сделайте небольшое вступление - объявить тему песни, чтобы привлечь внимание детей.

2.Название песни.  Авторы стихов, музыки.

3.Первое прослушивание песни. Так как дети 4-6 лет не все ещё научились читать, желательно  при прослушивании песни  чередовать иллюстрации или картинки по теме песни.

4.Проигрывание детьми вместе с педагогом сюжета песни (как правило детские песни имеют сюжет).

 

- Основной этап  -

5.Разучивайте песню по одному куплету (по музыкальным фразам), объясняя смысл слов.  Необходимо выяснить у детей, все ли слова им знакомы? О чём или о ком поётся в песне? 6.Если песня предполагает определённого рода движения, то вместе со словами сразу можно разучивать и движения (так детям даже легче запомнить).  Необходимо  детям объяснить выполнение того или иного движения, если они не понятны. Педагог может  даже поиграть с детьми, например, спросить: "А как показать слово "Колобок"? Пусть дети проявят свою творческую инициативу, а потом педагог  покажет, как правильно показать слово. 7.Педагогу необходимо петь вместе с детьми, смотреть  на детей, смотреть  им в глаза, поэтому целесообразно использовать фонограмму «-».  Педагог должен петь  громко и хорошо, подавая детям пример. Стимулировать  их хорошее пение.

 

- Заключительный этап

8.Законченное исполнение разученной песни или её фрагмента.

 

 

 

свернуть

Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников

06.03.2024
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь
вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может
обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего
несколько минут.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание - это
управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом - дыхательная
гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми,
заикающимися и другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто
болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое
здоровье. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и
поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать.
Научите их этому - и болезнь отступит».
Давайте поможем своим детям!
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений.
Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих
упражнений - увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим
дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай
глубоко и выдыхай длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На
первый взгляд простое упражнение (повторяя это упражнение 4-5 раз). Затем мы
тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка
учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного,
продолжительного выдоха.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом
кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время
которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох - грудная клетка
возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают
имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие.
Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество
испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать
через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа,
ангины.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным
сопровождениям.
 
свернуть

Развитие чувства ритма у детей

07.02.2024
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас,
живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные
процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в
самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость
однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь
лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками,
прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как
только движения прекращаются, он умолкает.
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной,
двигательной, речевой и познавательной сфер.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста
и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В
игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся
находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные
узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми
различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на
занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных,
хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Рекомендации по развитию чувства ритма
Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
• Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте
его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
Поощряйте движения под музыку
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний
оркестр из игрушечных музыкальных инструментов. Меняйте темп движений (то
быстрее, то медленнее).
Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
 
свернуть

Рисуем музыку

17.01.2024
 

Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание: послушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времена года» Вивальди, или произведения для детей русских и советских классиков: П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Д. Кабалевского). Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило? Теперь предложите ребенку передать свои впечатления, каким – либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты

свернуть