«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Компоненты школьной готовности
Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физиологические ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня умственных способностей, нередко испытывают трудности в обучении. Физиологическая готовность подразумевает также и развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движений).
К началу школьного обучения необходимо сформировать у ребенка умения:
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
- рисовать узоры по клеточкам и в линию;
- заштриховывать фигуры, не выходя за контуры;
- рисовать фигуры и картинки по заданному контуру.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок. Включает в себя: определенный запас представлений об окружающем, элементарные математические представления, начальные навыки чтения и письма.
К 6 годам дошкольники имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем мире:
знают
- свое имя и фамилию, имена и отчество родителей;
- домашний адрес;
- возраст;
- устанавливают родственные связи (знают имена братьев, сестер, бабушек, дедушек);
- называют, кем работают родители;
- различают времена года, перечисляют их признаки, части суток;
- знают названия и последовательность дней недели;
- имеют элементарные представления о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.
Как правило, к моменту поступления в школу ребенок владеет следующими элементарными математическими представлениями:
- умеет считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа первого десятка между собой;
- уменьшать и увеличивать числа в пределах 10;
- определять пропущенное число;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- сравнивать предметы по высоте, ширине, длине;
- различать формы предметов;
- решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание;
- знать состав чисел первого десятка.
Речевая готовность Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением иписьмом.
Речевая готовность включает в себя:
- умение правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество букв и звуков в словах;
- делить слова на слоги;
- складывать из букв слова, из слов предложения;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы и антонимы;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы по картинке (серии картинок);
Психологичесская готовность к школе
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа должна привлекать дошкольников не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. |
Эмоционально-волевая готовность умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. |
Личностная (социальная) готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; - ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; - нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; |
Интеллектуальная готовность развитые в соответствии с возрастом познавательные процессы: память, внимание, восприятие, воображение, мышление, речь; умение ориентироваться в пространстве; любознательность ребенка. |
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Внимание
- выполнять задание не отвлекаясь 15 минут
- находить 5-6 различий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение
Память
- запоминать 6-8 картинок и 6-8 слов
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
- повторять в точности текст, состоящий из -4 предложений
Мышление
- определять последовательность событий
- собирать разрезную картинку из 9-10 частей
- находить и объяснять несоответствия в рисунках
- находить лишний предмет, объяснять свой выбор
Развитие речи
- правильно произносить все звуки
- определять место звука в слове
- использовать в речи сложные предложения
- составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений
- составлять предложение из 5-6 слов
- членить простые предложения на слова, делить слова на слоги
Развитие мелкой моторики
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров
- ориентироваться в тетради в клетку и в линейку
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей
«Портрет» первоклассника, НЕготового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Рекомендации воспитателям по организации "Уголка школьника"
Направления работы
- организация в старших группах «Школьного уголка»
- изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;
- изготовление дидактических игр (включая речевые);
- наработка игровых сюжетов на школьную тематику;
- наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;
- составление каталога литературных материалов по теме.
Наглядные материалы
- Набор картинок «Школьные помещения».
- Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
- Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника, и др.)
- Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)
Литературные материалы
- «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. В цикл входит тридцать два стихотворения, что дает педагогу возможность выбора с учетом решаемых задач, проблем воспитания и подготовленности детей.
- «Всё о школе» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни.
- «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.
Видеоматериалы (мультфильмы и диафильмы):
«Переменка № 1».
«Приключения запятой и точки»;
«В стране невыученных уроков»;
«Проделкин в школе»;
«На задней парте», выпуски 1-4.
Дидактические игры
- «Собери портфель», «Найди лишний предмет», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
- «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
- «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
Словесные игры В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка.
«Что забыл нарисовать художник», «Подбери пару», "Назови нужное слово" и др.;
Сюжетно-ролевые игры на школьную тематику